Защита прав налогоплательщиков. Основные принципы. Часть №1.

При анализе современной практики взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков следует учитывать следующее.

1. Налоговые органы стали представлять собой аналитические службы, в абсолютном большинстве случаев, принимающие решения на основании данных программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3.

2. Еще до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки налоговики уже имеют план доначислений налогов, пени, штрафов с проверяемой организации (индивидуального предпринимателя).

3. Предполагаемые к доначислению суммы недоимки, пени и штрафов в большинстве случаев являются результатом системных ошибок организации (индивидуального предпринимателя).

4. Произошел полный отказ от применения принципа ограничения ответственности компании ее обособленным имуществом. В основе современной практики заложены идеи субсидиарной ответственности учредителей, директоров, бухгалтеров по долгам организаций.

При этом, принципы имущественной ответственности, так называемых контролирующих должника лиц, достаточно размыты, как и сам перечень таких лиц.

5. Защита налогоплательщика может осуществляться в судебном порядке, с предварительным досудебным обжалованием актов или действий налоговых органов в вышестоящие налоговые органы.

6. Налоговый кодекс РФ предполагает обязательное установление вины налогоплательщика, как одного из признаков налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует вина, а следовательно отсутствует и состав правонарушения.

На практике, вина налогоплательщика в большинстве случаев просто предполагается (презумпция вины) и не оценивается в актах налоговых органов и судебных актах.

7. Обязанность доказывания в силу закона (НК РФ) действительно лежит на налоговых органах, но судебная практика защитила интересы налоговиков и по сути возложила на налогоплательщиков обязанность доказывать добросовестность и разумность всех хозяйственных операций и управленческих решений.

8. Задача налогоплательщика на современном этапе лежит в плоскости формирования таких базовых управленческих решений, которые минимизируют риски конфликтов с налоговыми органами.

Задачами таких решений являются:

— прозрачность основных сделок, в том числе в области ценообразования, деловой цели и «реальности исполнения»;

— формирование практики минимизации налоговых рисков при выборе контрагентов и объема документов, подтверждающих добросовестность налогоплательщика при его выборе;

— соблюдение не только формально-юридических требований законодательства в настоящее время, но понимание направления развития практики фискальных и судебных органов в ближайшей перспективе.

Необходимо признать, что являющееся законным с точки зрения налогового закона и практики в текущем налоговом периоде, может не являться таковым при налоговой проверке через 2-3 года, в связи с изменившейся практикой применения того же самого закона.

9. Многолетний опыт работы показал, что материально выиграет тот налогоплательщик, который будет максимально ориентирован на позитивные отношения с налоговым органом, исключение конфликтных ситуаций.

Так, в частности у бухгалтеров случаются случаи недопонимания с менеджерами по вопросам неоформления/ненадлежащего оформления товарно-транспортных накладных.

Действительно, формально ТТН не документ бухгалтерского учета, но лучше исключить возможный конфликт с налоговиками и обеспечить ее надлежащее оформление для последующего подтверждения «реальности» сделки. Именно понимание необходимости доказывания собственной «добросовестности» налогоплательщика и является «позитивным» отношением к налоговому контролю.

Именно прозрачность хозяйственных операций, обеспечивает разрешение налоговых споров в вышестоящих органах и в суде в пользу налогоплательщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *